Страхование кредитных карт – есть ли смысл?
Дебетовая и кредитная карты не так надежны, как может
показаться. Случаи мошенничества, связанные с ними не редки. Деньги пропадают с
кредитных и с дебетовых карт – такое случается и от этого никто не застрахован.
Впрочем, если кто-то захочет застраховаться от неприятностей с кредитной
картой, это можно будет легко устроить. Однако есть ли в этом смысл? С одной
стороны в страховании нет особого смысла, ведь, в том случае, если с кредитной
карты пропадут деньги, клиент может обратиться в банк с просьбой возместить ему
ущерб. Но особых надежд на то, что банк пойдет навстречу заемщику и вернет все
деньги питать не стоит. Скорее всего, работники банка обвинят держателя карты в
том, что он не обеспечил сохранность пин-кода и, соответственно, сам виноват в
том, что деньги со счета пропали.

С другой стороны, банки очень дорожат своей репутацией, а
основу хорошей репутации банка составляет миф о его абсолютной надежности. Ни
один банк не станет добровольно этот миф разрушать, тем более из-за какой-то
кредитной карты, с которой пропали деньги. Поэтому многие банки предпочитают
возместить держателю карты ущерб, только чтобы замять это дело. Как видно,
решение о возмещении принимает исключительно банк, и повлиять на него, а тем
более заставить принять решение в пользу держателя карты попросту невозможно –
нет соответствующих механизмов.
Некоторое время назад в СМИ рассказали о новом
законопроекте, по которому банки обяжут возмещать держателю кредитной карты все
средства, если они пропали со счета в результате действий мошенников. Банки не
сильно были обрадованы такому повороту дела, аргументируя свою позицию тем, что
клиент может «воровать сам у себя», требуя при этом компенсацию у банка. Авторы
законопроекта руководствовались другой логикой. Они посчитали, что в современном
мире, когда мошеннические схемы становятся все более изощренными, у обычного
клиента банка просто нет никакой возможности им противостоять. Невозможно не
разбираясь в технических тонкостях работы банков, банкоматов и кредитных карт,
не знаю о последних достижениях электроники, противостоять мошенникам, которые
знают все тонкости и используют самую современную технику. Обеспечением
безопасности должны заниматься банки, а не клиенты, а если банк не смог уберечь
деньги клиента, то он и должен возместить потерю.
Также авторы законопроекта учли и тот факт, что сами
держатели кредитной карты могут оказаться мошенниками и попутаться украсть
деньги с собственной кредитки, только для того, чтобы получить компенсацию. С
такими мошенниками также должен будет разбираться банк, а именно, не клиенту
придется доказывать, что он не мошенник, а банку придется доказать, что клиент
ведет нечистую игру. Конечно, законопроект очень интересный, не лишенный
здравого смысла и очень выгодны для держателей кредитных карт, которые
практически каждый день рискуют стать жертвами мошенников. Однако это всего
лишь законопроект, который пока не принят и неизвестно, будет ли принят вообще.
Поэтому пока вопрос о том, стоит ли страховать свою банковскую карту стоит
очень остро.
Попытаемся в нем разобраться. Для начала стоит рассказать,
как вообще происходит кража денег с кредитной карты. Одним из самых
распространенных способов является скимминг. Этот способ подразумевает, что в
банкомат устанавливается специальный прибор, который считывает данные кредитной
карты, когда человек, например, снимает наличные в банкомате. После того, как
данные карты будут украдены, их запишут на «пустую» кредитную карту,
своеобразную «болванку», в результате мошенники получат точную копию карты. Для того чтобы украсть пин-код мошенники устанавливают миниатюрные
камеры на банкомат, которые записывают, как человек вводит свой пин-код. Таким
образом, мошенники получают точную копию карты вместе с пин-кодом. Именно
поэтому нужно тщательно осматривать банкомат, прежде чем его использовать. Ведь
по данным Ассоциации российских членов Europay, только за первый квартал 2012
года число случаев мошенничества с банкоматами возросло в 9 раз по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Причем в большинстве случаев мошенники
прибегали к помощи шпионского оборудования, позволяющего красть карточные
данные.
Скимминг – это весомый повод застраховать свою карту. Ведь
если вы стали жертвой именно этой мошеннической схемы, то банк ни за что не
согласиться возмещать вам деньги. Ведь пин-код был введен правильно, карта тоже
была ваша. При этом абсолютно неважно, в каком банкомате были сняты деньги, на
соседней улице, в соседнем городе или в соседней стране.
Другой проблемой, которая может побудить держателя карты застраховаться – это технические сбои в работе банкоматов. Бывает так,
что при получении наличных происходит технический сбой, в результате чело
деньги со счета списываются, а вот банкомат их не выдает. В таком случае на
возврат денег банком можно надеяться, однако не всегда этот процесс происходит
гладко. Вам как минимум придется писать претензии, потом долго ждать ответа и
все это можно будет сделать только после того, как вы дождетесь технического
работника банка около неисправного банкомата. Чтобы избежать всех этих
неприятностей, лучше застраховаться. К тому же у золотых карт страховка, как
правило, входит в плату за годовое обслуживание.