Сбербанк в «ларьке» – способ сократить очереди.
По всей России сейчас можно увидеть необычные киоски с вывеской Сбербанка – в Москве и регионах страны, включая Ярославскую область, Восточную Сибирь, Дальний Восток, Байкальский регион и др. Крупнейшая банковская организация страны при помощи таких офисов пытается сократить очереди в своих стандартных отделениях.
Большие очереди клиентов в Сбербанке России стали уже притчей во языцех. Однако, нельзя сказать, что финансовое учреждение с этим ни как не борется. В отделениях ввели электронную очередь, внедрили для всех банковских операций принцип «единого окна», появились «офисы будущего». А так же в Москве и регионах развивается филиальная сеть. Помимо этого, банк сделал совсем необычный для него ход – открыл по всей России офисы самообслуживания. Они напоминают обычные ларьки, в которых продаются шоколадки, чипсы, вода и пиво.
Как рассказывают специалисты «Кредит Просто», первые офисы самообслуживания Сбербанк начал открывать ещё в 2006 году. Например, тогда был открыт офис в Санкт-Петербурге, а год спустя такие появились в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Но масштабное развитие сети данных точек самообслуживания у Сбербанка пришлось на последние два года. На сегодняшний день финансовое учреждение открыло в регионах уже порядка пятидесяти подобных точек в специализированных уличных павильонах, а также ещё девять в столице. Данные офисы уже функционируют в Хабаровске, Красноярске, Владивостоке, Ярославле, Иркутске. До конца этого года банк планирует открыть около сотни офисов самообслуживания, восемьдесят из них – в крупных городах, в которых население превышает 100 тысяч человек.
В каждом подобном павильоне установлены банкоматы, включая и с функцией cash-in, помимо этого в них также имеются многофункциональные информационно-платежные терминалы, при помощи которых клиенты могут оплачивать счета и долги по займам, например таким, как потребительские кредиты, кредиты наличными, автокредиты, ипотечные кредиты, займы физическим лицам и др. Размер офисов зависит от того, сколько в них расположено устройств и в среднем, как правило, составляет 15-20 м?. В такой «ларёк» можно проникнуть только держателю банковской карты. Изнутри мини-офис похож на обыкновенную банкоматную зону, которая у большинства крупных игроков, таких как Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Ситибанк, уже давно реализована. Только аппаратов несколько больше. Так, например, в одном из офисов самообслуживания Сбербанка, расположенного в Москве на улице Бутырской, стоит три банкомата, которые работают на приём платежей и переводов и на выдачу наличных плюс ещё два аппарата, в которых функция выдачи средств отсутствует.
В целом, по мнению специалистов финансового портала, начинание Сбербанка участники игроки рынка оценивают позитивно. По словам заместителя начальника управления финансовой организации Абсолют Банк по работе с сегментом розницы Антона Павлова, данный вид мини-офисов нужен, прежде всего, очень крупным финансовым учреждениям с большой базой клиентов. Это не является российским ноу-хау: подобные павильоны широко распространены в США и Европе.
«Офисы самообслуживания с ограниченным расчётно-кассовым функционалом – для Сберегательного банка, безусловно, является правильным решением, которое даст возможность выделить большее количество времени на осуществление продаж в отделениях за счёт уменьшения времени на обслуживание», — рассказывает Владимир Верхошинский – глава розничного бизнеса, вице-президент Банка Москвы. По его мнению, данные мини-офисы – достаточно перспективный и интересный формат. В некоторых банковских организациях, наоборот, считают, что не существует ничего более лучшего, чем традиционные офисы. В Райффайзенбанке, например, отдают предпочтение двигаться по пути улучшения уровня обслуживания в стандартных офисах. Как сообщил Андрей Степаненко – заместитель председателя правления Райффайзенбанка, они планируют открывать и небольшие офисы, с более удобным и простым форматом кассового обслуживания, однако в них останется прежним весь набор предоставляемых услуг.
Также есть игроки, уверенные в том, что розничным клиентам необходимы офисы, в которых функционал был бы более широким и где можно будет взять экспресс-кредит. В ХКФ-Банке считают, что формат мини-офисов сможет стать более эффективным, если к расчётно-кассовому обслуживанию добавятся услуги по предоставлению клиентам основных продуктов финансовой организации, например таких, как кредиты наличными, потребительские кредиты, кредитные карты, вклады и депозиты.
В другом финансовом учреждении – НБ «Траст» планируется открыть в течение текущего года дополнительные триста точек по выдаче такого банковского продукта как экспресс-кредиты. «Таким образом банковская организация сможет значительно расширить клиентскую базу и географию представительств, поскольку спрос жителей небольших городов на банковские продукты непрерывно растёт», — сообщает и. о. председатель правления, первого зампреда правления НБ «Траст» Федор Поспелов.
По мнению специалистов финансового портала, наличие в подобных сетях отделений такой услуги как экспресс-кредитование представляется более перспективным направлением, нежели открытие автоматизированных офисов для оплаты займов и счетов, поскольку банкоматы с функцией cash-in уже давно существуют у большей части финансовых организаций. А вот рынок «быстрых» займов до сих пор ещё не насыщен, причём спрос на «мгновенные» деньги достаточно-таки значителен. И скорее всего по этой причине другой лидер рынка – ВТБ 24 в скором времени запускает розничный банк, в сети отделений которого для массового клиента будут выдаваться кредитные карты и экспресс-займы.
Алгайкина Ирина
Пресс служба CreditProsto.ru