«Кредит Просто» - любые кредиты на любые цели.
среда 09 января 2013 | Просмотров: 1619

Российские заемщики и мировые тенденции потребительского кредитования – привычка быть не как все.

Российский рынок потребительских кредитов развивается по тем же законам, по каким развивается потребительское кредитование в остальных странах. Конечно, своя специфика у нас есть, но в целом сходства больше, чем различий. Отчасти настроение российских заемщиков соответствуют общемировым тенденциям, однако в чем-то мы отличаемся от всего мира. В этом нет ничего удивительного, ведь, во-первых, многие в России верят, что у нас совершенно особый путь и что отличаться мы должны во всем, и, во-вторых, на то есть объективные причины. Мы не Европа, не Азия и уж точно не Америка. Советское прошлое и российское настоящее накладывают свой отпечаток. Потребительское кредитование в стране развивается очень быстро, но финансовая грамотность населения при этом очень низкая.

Тенденции в кредитовании.
 

Займы стоят дорого, ипотека доступна только очень состоятельным гражданам, которые при этом не могут позволить себе купить квартиру, не прибегая к услугам банка. Со средним доходом заем получить можно, но выплачивать его так, чтобы оставалось на достойную жизнь будет непросто. Банки не снижают ставки потому, что в России в целом вести бизнес очень рискованно, несмотря на нашу вечную стабильность, никто не берется предсказать, что будет с нами через 10 лет, ведь у нас все очень сильно зависит от цен на нефть. Эту зависимость наша экономика преодолеть никак не может. К тому же у банков нет нужды привлекать ипотечных заемщиков выгодными ставками, ведь спрос на дорогостоящие потребительские займы, в том числе на особенно выгодное банкам и дорогое POS-кредитование, постоянно растет.

Заграницей финансовая грамотность населения выше, да и предложения банков отличаются от наших. Так же благосостояние жителей Европы гораздо выше, чем граждан России. Прибавьте к этому особенность менталитета, когда зачастую на последние деньги россияне покупают совершенно ненужные вещи, руководствуясь абсолютно неважными мотивами. Согласно исследованию компания Euromonitor International в области потребительского рынка, которая составила свой прогноз относительно того, как мировой финансовый кризис отразится на потребительских, в частности финансовых, предпочтениях на ближайшие пять лет, во всем мире в ближайшие пять лет граждане по всему миру будут активно пользоваться дебетовыми картами и обслуживать старые долги, а новые кредиты будут брать в основном на образование или перебиваться «до зарплаты» в небанковских кредитных организациях. У нас все будет немного иначе.

В развитых странах потребители уже перестали оформлять новые займы, переключившись на обслуживание уже имеющихся. В России же в полной мере потребности в займах не удовлетворены. Россияне будут продолжать набирать все новые и новые долги, оформляя кредиты на абсолютно разные цели, начиная от стоматологии в кредит и заканчивая ипотечными займами.  Как сообщили представители Центрального банка, в России в период с 1 декабря 2011 года по 1 декабря 2012 года объем кредитов физлицам вырос более чем на 41%. Причем столь высокие темпы роста, как ожидается, сохранятся и в 2013 году. Как считают многие аналитики, в России закредитованность граждан еще не достигла критической отметки. Поэтому нам есть куда расти и потребители все также охотно будут оформлять займы. Но вечно это продолжаться не может. Эксперты предсказывают замедление темпов роста на займы в среднесрочной перспективе.

Однако отличия российского рынка займов от рынка развитых стран этим не ограничивается. Помимо «количественных показателей», мы отличаемся и по структуре спроса. Если в развитых странах растет залоговое потребительское кредитование, это такие займы как ипотека и автокредитование, то в России особой популярностью пользуются беззалоговые кредиты. То есть на Западе выбирают выгодные займы на большую сумму и длительный срок, которые легко выплачивать. Российские заемщики предпочитают дорогие займы с большой процентной ставкой, маленьким сроком и небольшой суммой займа. В какой – то мере это связанно с низкой финансовой грамотностью россиян. Ведь мы еще не привыкли к потребительскому кредитованию и не умеем выбирать, планировать, рассчитывать свои доходы и расходы. На Западе же к займам уже давно привыкли, там умеют считать деньги и выбирать из множества вариантов. Кроме того, заемщики на Западе гораздо более дисциплинированные, они исправно выплачивают кредиты, не допуская просрочек.

Задолженность заемщиков по «карточным» кредитам у среднемировых потребителей за 2007—2012 годы увеличилась всего на 1% и достигла отметки в $953. Эта цифра могла быть еще меньше, но рост популярности образовательных кредитов, где средняя задолженность выросла с $578 до $955, испортил общую картину. В России госпрограмма «Образовательный кредит» существует с 2010 года. За это время в рамках проекта выдано более 1 тысячи займов, что совсем немного. При этом предпосылок для резкого роста здесь нет никаких. С чем это связанно также понятно. У нас хорошее образование – это не гарантия высоких доходов и достойной жизни. Поэтому брать кредит на такую цель в России, к сожалению, слишком рискованно – можно получить диплом вместе с долгом, который не сможешь отдать. На Западе же хороший диплом – это хорошая работа и высокая зарплата, нужно только учиться и не лениться.

Что касается дебетовых карт, то тут мы впереди всего мира. Если в развитых странах всегда предпочитали кредитные карты, которых практически у каждого держатели было по несколько штук, то у нас особой популярностью пользовались дебетовые карты. В Первую очередь потому, что большинство компаний и учебных заведений подобным образом начисляют зарплаты и стипендии. На Западе же на дебетовые карты обратили внимание только после экономического кризиса. Дело тут в том, что с дебетовой картой проще контролировать свои расходы, к тому же у вас возникает намного меньше соблазнов. Согласно исследованию Euromonitor International, число дебетовых карт выросло за предыдущие пять лет на 69%, до 6,1 миллиарда, а кредитных — всего лишь на 13%, до 2,1 миллиарда.

В чем мы полностью соответствуем общемировым трендам, так это в небанковском кредитовании. Микрофинансовые организации набирают популярность везде. Правда, на Западе такие займы будут дешевле.
RSS канал новостей
Подписка на e-mail
Все статьи >>>


Комментарии: 1



Поиск

Loading..





Контакты

Москва:
+7 (499) 703-15-42
Санкт-Петербург:
+7 (812) 244-86-46