Онищенко против коллекторов. Или почему не стоит вчитываться
в кредитный договор.
Любой человек должен внимательнейшим образом читать все, что
он подписывает. Любой договор – это документ, который накладывает на вас
определенные обязательства, определяет порядок действий в той или иной
ситуации, предусматривает санкции за нарушение своих же условий или досрочное
расторжение. Так что знать, что именно и кому ты должен просто необходимо. Особенно
когда дело касается денег. Взяв на себя финансовые обязательства, можно быть
уверенным, что в случае нарушения этих обязательств, после безуспешных попыток
вернуть долг заимодателем, на вас обрушится вся неповоротливая мощь нашего
государства, направленная на то, чтобы так или иначе восстановить в правах
кредитную организацию и взыскать с заемщика все, что он брал.
Государство должно следить за соблюдением законов, а закон
предписывает нам соблюдать условия справедливого договора, который мы
подписываем. Однако России страна особая. Ситуации, которые возможны в нашей
действительности, уникальны и, кажется, невозможны больше нигде. Например,
коллекторы, работающие вне закона уже не первый год. Пользуюсь правовой
безграмотностью заемщиков и огромными дырами в законах, они нарушают права
граждан и уходят от ответственности. Казалось бы, нужно срочно принимать закон
о коллекторах, обеспечивать его исполнение и тем самым защищать должников и всю
систему финансовых отношений между банком и заемщиком. Но в России закон
принимать не спешат.
Мы решили пойти своим особым путем. Как стало известно,
Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора, разослал в региональные ведомства
особые инструкции своим подчиненным, в которых рассказывается, как правильно
защищать должников от коллекторов. Рекомендации очень интересные. Во-первых,
служащим Роспотребнадзора предлагается проверять, есть ли в кредитном договоре
пункт о том, что банк вправе передавать долги третьим лицам. Как правило, в
каждом кредитном договоре такой пункт есть, но большинство заемщиков не
обращают на него никакого внимания. Или же обращают, но под давлением
обстоятельств, опасаясь, что в выдаче займа откажут без объяснения причин,
соглашаются на это условие. То есть в данной части у госслужащих работы будет
немного.
Во-вторых, согласно инструкции Онищенко, работникам
Роспотребнадзора рекомендуется уточнять у должников, внимательно ли они читали
кредитный договор. Если ответ будет: «нет, не внимательно, я вообще плохо
читаю», государственное ведомство вполне может признать данный пункт
незаконным. Заемщик в таком случае может потребовать вернуть уже выплаченные банку проценты и потребовать компенсацию морального вреда. Как считает Геннадий
Онищенко, банки пользуются низкой финансовой и правовой грамотностью граждан,
не объясняя, что значит тот или иной пункт, фактически обманывая заемщика. То
есть кредитный договор по такой логике подписывается под давлением и не может
быть признан действительным. Особенно удивителен тот факт, что в судебной
практике продажа долга третьим лицам признается законной, если в договоре был
соответствующий пункт. В конце концов, признавать договор недействительным
только потому, что одна из сторон невнимательно его прочитала неразумно.
Видимо в Роспотребнадзоре считают финансовую и юридическую
безграмотность россиян тотальной и всеобъемлющей. Впрочем, в случае с кредитным
договором, который не так сложен, как может показаться, особых знаний и не
требуется. Достаточно просто уметь читать и внимать в смысл прочитанного. Такая
забота о гражданах даже умиляет. Однако не нужно считать россиян малыми детьми,
которые не в состоянии отвечать за свои действия. В конце концов, вряд ли в таких
условиях будет хоть какой-то шанс эту пресловутую финансовую грамотность
поднять. Ведь в случае возникновения проблем с банком любой сможет просто
сказать: «я неправильно понял условия договора» или «я невнимательно читал
договор», или «они меня обманули». Вместо того, чтобы действительно наводить
порядок в довольно мутном деле взыскания долгов, государство решило принять
полумеру, которая только усугубит ситуацию.
Вот что думает об инициативе ведомства Мария Потапова,
начальник юридического управления ОАО Банк «Западный»: «В своих письмах
Роспотребнадзор трактует позицию Высшего Арбитражного суда и Верховного суда в
таком свете, в каком это выгодно Роспотребнадзору. Если исходить из логики г-на
Онищенко, то клиенты банков получат право обращаться в суд с требованием о
признании всего договора или его отдельных пунктов недействительными. С большой
долей вероятности можно предположить, что на деле этой возможностью наверняка
воспользуются недобросовестные клиенты, которые захотят вернуть уже выплаченные
банку проценты по кредиту, возместить судебные расходы, штрафы и прочее, а
также признать незаконным перевод долга коллекторам».
Похожее мнение выразил Роберт Иделсон, председателя
правления М2М Прайвет Банка: «Россия не первая страна, сталкивающаяся с подобной
проблемой. Решать ее путем признания сделки недействительной по причине
невнимательности клиента, конечно, не стоит, в то же время есть и другие
опробованные в мире методы защиты потребителей. Например, стандартизация
требований к типовой форме договора, включая месторасположение и минимальный
размер шрифта соответствующих пунктов договора, если они в нем присутствуют.
Работая в сегменте private banking, мы с такой проблемой не сталкиваемся, все
же наши клиенты обладают достаточной финансовой грамотностью, чтобы прочитать
договор».