Очевидный вопрос. Или цели кредитования.
Отношение к займам в России противоречивое. С одной
стороны популярность потребительских кредитов растет, кредитные карты есть у
каждого второго, машины, купленные в рассрочку, ломаются от отечественного бензина
и дорог раньше срока окончания займа, ипотека тоже не стоит на месте. С
другой стороны, несмотря на то, что банков становится все больше, кредиты
постепенно теряют ауру хитро спланированного обмана, люди продолжают с
недоверием относиться к банкам. Многие вообще никогда не брали долгов, глядя
на тех, кто брал займы много раз и от этого не стал счастливее. Финансовая
грамотность россиян находится на невысоком уровне, доверия к банкам в широких
народных кругах как не было, так и нет. Чтобы наиболее полно представить
картину и понять, что все не так плохо, как может показаться и не так хорошо,
как хотелось бы, стоит обратиться к статистике, которая, как известно, почти
никогда не врет.

Не врет она, скорее всего и в данном случае, потому что
оказывается, что мнение россиян разделилось поровну – 50% кредиты любят и
активно используют, а 50% считают, что лучше деньги просто выкинуть, чем взять
кредит. Те 50% опрошенных, которые считают, что кредит это зло и обходятся без
услуг банков, не сильно нас интересуют. Эти люди могут спокойно копить деньги и
покупать только то, на что действительно зарабатывают. Другая же часть, та,
которая займыы любит и активно использует и подвергнется детальному анализу.
Ведь мало знать, как относятся к кредитованию физических лиц эти люди, хотелось
бы также узнать о силах, побуждающих их любить кредиты. Или, говоря проще, о
целях, на которые люди берут займы. Это, пожалуй, единственный показатель,
который можно оценить более менее объективно.
Хотя цели, на которые современный заемщик может взять заем, и поражают воображение, лидеров и аутсайдеров в гонке за популярность
выбрать будет несложно. Потребности человеческие очень индивидуальны. Например,
начинающий бизнесмен может взять заем на изготовление самоклеющихся стикеров
с логотипом компании. Реклама двигатель торговли, поэтому «вложиться» в нее
стоит любому бизнесмену, который хочет, чтобы его фирма процветала. Правда
стоит отметить, что получить бизнес-кредит на подобную цель будет весьма
проблематично. Лучше использовать для этих целей другие виды,
например, заем наличными.
Также к весьма экзотическим целям относится такая – заем на постройку сауны на собственном загородном участке. Само собой взять ипотечный кредит на подобную цель не получится точно, все-таки сауна – это не
жилье и даже не коммерческое помещение. Хотя если бы бизнесмен решил построить
сауны в черте города и брал бы за посещение заведения деньги, это был бы уже
настоящий бизнес, и на него можно было бы взять бизнес-кредит. Экзотические займы
хоть и есть, но распространены не так широко, это скорее исключение из правил,
ведь даже самые веселые и оригинальные люди в банке становятся серьезными и
надежными.
Так 12% из этих серьезных и надежных людей в прошлом году
взяли заем на покупку автомобиля. Чуть меньше – 11% решили взять
потребительский заем на покупку бытовой техники, аудио- , видео-аппаратуры.
Большое число людей – 7% долго мечтали о компьютере, но никак не могли на него
накопить, в итоге в прошлом году приняли решение взять деньги на покупку
компьютера. Чуть меньше – 5% заемщиков потратили заемные средства на ремонт
квартиры, 4% - сумели взять ипотечный кредит. В последние годы люди стали брать займы на те цели, на которые раньше не брали. Например, отдых в долг перестал быть чем-то удивительным и даже диким, напротив, теперь заем на
туристическую путевку постепенно превращается чуть ли не в обыденный. Само
собой в летний период число таких заемщиков существенно вырастет, все-таки
сезон такой.
Впрочем, помимо займа на отдых, популярность набирает и
другой вид займа, который раньше считался экзотическим – это кредит на
свадьбу. Конечно, решение взять кредит на свадьбу должно быть обоснованным и
продуманным. Кроме того, люди стали брать займы на проведение дней рождений и
других торжественных мероприятий. Видимо узнав о такой причуде хозяев, гости,
приглашенные на праздник в долг, покупают подарки так же. Именно,
подарки в долг также становятся все популярнее, хотя пока не стали и вряд ли
когда-нибудь станут по-настоящему популярны.
Зато если станут популярны кредиты, которые люди в последнее
время стали брать на собственное развитие, это будет очень полезно для всей
страны в целом. Правда, пока до этого далеко. Хотя многие люди берут не только
стандартные займы на образование, то есть на учебу в институтах, но и на
курсы повышения квалификации, изучение английского и других языков, посещение
тренингов и семинаров и так далее. Как правило, такие займы имеют очень
низкий процент невозвратов, ведь инвестиции в себя окупаются очень быстро. И
если уж человек решился на то, чтобы взять заем на приобретение новых
навыков, значит, он точно знает, как на них заработать в самом скором времени.