«Кредит Просто» - любые кредиты на любые цели.
понедельник 11 ноября 2013 | Просмотров: 1713

Кто и как защищает права заемщиков в России?

Россия — это страна, где ваши права в любой момент могут быть нарушены. При этом совсем не обязательно, что нарушитель понесет заслуженное наказание. Напротив, часто бывает так, что виноватых не оказывается вообще. Жизнь несправедлива в принципе. Справедливость вообще не естественна, ее придумали люди, в природе же справедливости нет и быть не может. Поэтому если мы хотим, чтобы справедливость существовала, мы сами должны ее поддерживать. А для этого нужно отстаивать свои права, в том числе и имущественные. Если мы берем в долг деньги, то мы должны их вернуть. Это справедливо. Если мы договариваемся вернуть больше, чем взяли в качестве оплаты за время пользования деньгами, так и должно быть, это тоже справедливо.

Роспотребнадзор против коллекторов
 

Однако если мы договаривались об одном, а от нас хотят другого, или же по ходу дела меняют требования и правила, справедливости в этом не будет. Напротив, это нарушение ваших прав. Впрочем, с точки зрения банка все будет справедливо. Ведь в договоре, который вы подписали, было сказано, что банк может менять тарифы не чаще двух раз в год. И абсолютно неважно, что вы не обратили внимания на этот пункт сами. Это ваши заботы, а не банка. Так же банк не будет считать себя виноватым в том, что он выдаст вам денег меньше, чем указано в договоре по кредиту. Ведь вы же сами согласились заплатить 10% комиссию за выдачу займа. В результате вы получите, например, вместо 10 тысяч долларов всего 9, зато банку нужно будет вернуть все 10 вместе с процентами.

С точки зрения заемщика и простого обывателя — это вопиющее нарушение прав заемщика, а с точки зрения банка — обычная практика. Другими словами, правда у каждого своя, поэтому конфликтные ситуации возникали, возникают и, кажется, будут возникать всегда. Зачастую выхода из такого конфликта найти у самих участников не получается. Им приходится прибегать к помощи посредника. А в случае с банком, который стремиться нарушить закон и права своего клиента, приходится прибегать к помощи защитника. В России, как было сказано выше, ваши права могут быть нарушены в любой момент и виновных никто не накажет. К сожалению, это правда нашей жизни. Но это темное настоящее постепенно меняется.

Ведь не зря же чиновники покупают за счет налогоплательщиков себе черные BMW с мигалками, ведь не просто так они строят себе дачи-дворцы и отправляют детей учиться заграницу. Все это они получают за то, что хорошо работают и делают нашу жизнь лучше уже без малого 20 лет. Например, Роспотребнадзор активно защищает права потребителей, в том числе и заемщиков. И, ради справедливости, нужно признать, что делать это довольно сложно. Финансовая и правовая грамотность россиян оставляет желать лучшего, так же, как и их активность, а без этого никакой Роспотребнадзор не поможет. Впрочем, Геннадий Онищенко нашел способ, как сделать жизнь заемщиков проще, даже если они этого не сильно хотят.

В частности, глава Роспотребнадзора активно борется с коллекторами. Причем не просто активно, но еще и успешно. Чиновник неоднократно заявлял, что коллекторы в основной своей массе — криминальные элементы, которые «исповедуют полукриминальные методы выбивания долгов посредством угроз, шантажа и ночных звонков». Как правило, российские официальные лица в своих оценках не так однозначны и используют более «обтекаемые» формулировки. Здесь же Онищенко не только делает жесткие заявления, но и жестко разбирается с коллекторами. По распоряжению Роспотребнадзора, например, в случае обращения заемщика в суд из-за продажи долга коллекторам, судьи признают сделку незаконной. Даже несмотря на подписанные договора. Ведь, по мнению Онищенко, россияне не отличаются высокой финансовой грамотностью, так что, подписывая договор, они не совсем понимают, что значит «передача долга третьим лицам». Поэтому если в суде заемщик заявит, что ему не объяснили. Что долг может быть продан коллекторам, продажу признают незаконной. Из-за этой практики банки существенно сократили объемы продаж долгов, а коллекторы стали покупать задолженности за меньшие деньги, чем раньше.

Не менее активно господин Онищенко борется и с навязываемыми дополнительными услугами. В частности, чиновнику не нравится, что банки заставляют клиентов при оформлении кредита в обязательном порядке страховаться. Любой заемщик вправе обратиться в Роспотребнадзор, например, с жалобами на включение в кредитный договор незаконных условий (незаконные комиссии), искажение, либо непредставление информации о кредите, навязывание дополнительных услуг, незаконные действия коллекторов. В зависимости от каждой конкретной ситуации действия Роспотребнадзора могут различаться. В случаи незначительных нарушений, банк или коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности. Если же речь идет о серьезном нарушении, Роспотребнадзор может обратиться в суд и уже там отстаивать права гражданина. Государственный орган в данном случае выступает в суде со своими заключениями, в которых дает оценку сложившейся ситуации. Если Роспотребнадзор трактует конфликтную ситуацию в пользу гражданина, суд, скорее всего, согласиться.

В 2012 году граждане по вопросам нарушения прав в финансовой сфере направили Роспотребнадзору почти 15,5 тыс. обращений. Самым активным регионом по числу жалоб оказался Красноярский край. Далее идут Москва, Алтайский край, Санкт-Петербург, Самарская область.  Что касается конкретных цифр, то по данным Верховного Суда в 2012 году в суды поступило 136,5 тыс. дел, связанных с защитой прав потребителей по банковским договорам.  При этом в 91,8% случаях потребители выигрывали дела у банков. Конечно, данная статистика может быть связана с тем, что наши граждане обращаются в суд только в крайнем случае, если их права нарушаются вопиющим образом. Однако, как бы там ни было, если вы считаете, что банк вас притесняет, можете смело идти в суд. Скорее всего, дело вы выиграете.

Права заемщиков защищает не только Геннадий Онищенко и Роспотребнадзор, но и другие. Например, финансовые омбудсмены. Впрочем, они скорее не защищают права, а помогают разрешать споры. Каких-то полномочий и власти у омбудсмена нет. Помочь он может только советом, что, впрочем, уже не мало. В роли омбудсменов обычно выступают уважаемые юристы со специализацией на финансовых спорах. В скором будущем в России может появиться закон, по которому решение омбудсмена по спорам между банком и заемщиком станет обязательным для исполнения, во всяком случае, для кредитной организации. Будущий закон устанавливает денежный предел споров, относящихся к компетенции финансового омбудсмена – до 500 тыс. руб. Срок принятия решения составит 3 дня.
RSS канал новостей
Подписка на e-mail
Все статьи >>>


Комментарии: 0



Поиск

Loading..





Контакты

Москва:
+7 (499) 703-15-42
Санкт-Петербург:
+7 (812) 244-86-46