Когда на идею нужны деньги. Или банк IKEA в России.
Многие люди покупают автомобили, некоторые берут
ипотечные кредиты и покупают квартиры, люди у которых не такие «большие»
желания, покупают в кредит бытовую технику или мебель. Потребительское кредитование
очень развито, взять потребительский кредит можно очень легко и очень быстро
практически в любом банке. Многие торговые сети, например, магазины бытовой
техники, сотрудничают с организациями, чьи офисы размещаются прямо
на территории магазинов. Это позволяет покупателям получить кредит без отрыва
от процесса покупки. Получается буквально следующее: покупатель приходит в
магазин, выбирает понравившуюся вещь и тут же оформляет кредит на ее покупку.
От такого объединения выигрывают все.

Банки получают новых клиентов, магазины больше продают, а,
следовательно, больше зарабатывают, а покупатели, они же заемщики, получают
возможность совершать покупки в кредит быстро и удобно. При этом такое
экспресс-кредитование стоит недешево. Все-таки времени на «тщательную» проверку
заемщика у банка нет – заем выдается буквально за полчаса. Но, если хотите
взять кредит на выгодных условиях, на это придется затратить гораздо больше
времени и сил, предоставить намного больше документов и еще не факт, что вам дадут.
Проблемой совмещения таких, казалось бы, несочетаемых
компонентов как экспресс-кредит и низкая процентная ставка готовится заняться
нидерландская компания со шведскими корнями – IKEA. Опыт похожей работы у компании
есть. В магазинах этой сети продается недорогая мебель с характерным
скандинавским дизайном по весьма демократичным ценам. Конечно, у IKEA тоже
не все так просто, действительно классные вещи в этом магазине стоят дорого,
однако те предметы, которые предлагаются по невысокой цене, могут похвастаться
неплохим качеством и все тем же скандинавским дизайном, который может вызывать
абсолютно противоположные чувства – от восторга до отвращения.
Впрочем, разбираться с дизайном IKEA и особенностями ведения бизнеса этой компанией
не наша работа, критиковать IKEA
сложно, ведь компания имеет успех, причем во всем мире. Видимо, чтобы закрепить
и развить этот успех нидерландско-шведская компания приняла решение заняться
несвойственной для себя деятельность – выдачей кредитов. Как стало известно, IKEA всерьез
планирует открыть в России собственный банк. Правда, работа в данном
направлении началась совсем недавно, так что осязаемый результат мы получим еще
нескоро. Планируется, что банк начнет свою работу только в 2013 году. Причем на
первых парах он будет заниматься кредитование исключительно корпоративных
клиентов – партнеров компании. Со временем планируется, что банк IKEA начнет
выдавать кредит и физическим лицам, то есть обычным покупателям, которые
приходят в магазин за мебелью.
У компании IKEA достаточно сложная структура, так что за создание банка
будет отвечать дочерняя компания Ikano. Эта компания входила в структуру IKEA Group, однако в 1988 году
была выведена в самостоятельную фирму. В деле создания банка Ikano будет
действовать не одна, а совместно с Credit Europe Bank. Международная группа Credit
Europe Bank давний партнер IKEА.
Что касается Ikano, то
в России эта компания работает с 2006 года, именно тогда была зарегистрирована
«Икано Финанс». Все это время «Икано Финанс» занималась разработкой программ для покупателей магазинов IKEA, которые реализуются на базе банка-партнера Кредит Европа
Банк.
Казалось бы, зачем IKEA создавать свой банк, ведь можно
продолжать работу в данном направлении, используя банк-посредник. Но, как
известно, посредники не только ухудшают «управляемость системы», но и являются
виновниками повышения цен. Поэтому IKEA, которая как раз-таки отличается демократической ценой и
постоянным стремлением к оптимизации, как своего бизнеса, так и жизни своих
клиентов, решила, что лучше взять дело в свои руки и открыть собственный банк.
Намерения эти были озвучены еще год назад, в мае 2011 года. Тогда представители
компании заявили, что IKEA,
которая ведет несколько бизнесов в России, заинтересована в создании
собственного банка, так как это может сократить издержки и сэкономить на
услугах банков-посредников. Если все пойдет так, как планируют топ-менеджеры IKEA, то эта компания может
стать первый ритейлером, который откроет собственную финансовую организацию в
России.
В настоящее время подобная схема работы применяется
автоконцернами, которые выдают сравнительно недорогие займы на покупку
собственной продукции. Конечно, автомобили – это товар другой ценовой
категории, однако это только на первый взгляд. Ведь чтобы обставить полностью
свою квартиру качественной и не самой дешевой мебелью IKEA, может потребоваться солидная
сумма, сравнимая с ценой недорого автомобиля. Впрочем, получить заем на выгодных условиях на покупку, скажем, дивана, прямо в торговом комплексе,
буквально не отходя от кассы, заманчивая перспектива.
Что касается самой IKEA, то в открытии собственного банка
они видят новый шаг в развитии бизнеса. В компании уверены, что это поможет
активнее кредитовать население, что благоприятно скажется на уровне продаж.
Учитывая высокую популярность потребительских займов в России, уверенность
компании понятна. Если IKEA удастся предложить клиентам такие же простые и понятные, как
мебель самой компании, займы, то в успех данного начинания вериться очень
легко.