Как банки будут возвращать украденные с карты деньги в 2014
году
Кража денег с кредитных и дебетовых карт стала настоящей
проблемой. Как показывает практика, банки не всегда в состоянии защитить деньги
клиентов, хранящиеся на счетах. Теперь их воруют, используя сложные технические
решения, причем делают это люди образованные и очень умные. Очевидно, что
среднестатистический держатель кредитной карты в принципе не способен
разобраться во всех тонкостях защиты пользовательских данных. Фактически
получается, что держатель карты оказывается один на один с мошенниками, которые
не только прекрасно разбираются в современной технике, но и ничем другим, кроме
воровства, не занимаются. То есть собственными силами защитить свои сбережения,
хранящиеся на счету карты, держатель не может.
Да он и не должен этого делать. Ведь деньги переданы в банк
как раз для того, чтобы обезопасить их владельца от возможных краж. Так что
проблема сохранности денег — это проблема банка. Способов украсть средства
очень много. Некоторые из них просты и каждый держатель кредитки должен их
знать. Например, не стоит вводить данные своей кредитки на подозрительных
сайтах, сообщать их третьим лицам и так далее. Однако есть и более изощренные
способы воровства, которые без специального образования понять сложно. Провести
грань, где заканчивается ответственность держателя карты и начинается
ответственность банка, бывает очень сложно. Действительно, если клиент сам
сообщил свои данные мошенникам, вряд ли в этом можно винить банк.
С другой стороны, служба безопасности банка должна была
отреагировать на жалобы пользователей, лишившихся своих средств из-за действий
мошенников и закрыть их сайты, использующиеся для сбора данных. В идеале
кредитные организации должны проводить мониторинг Интернета на предмет
выявления подобных угроз. Однако на практике это вряд ли осуществимо. Так что
владелец карты сам должен быть внимательным и следить за своими деньгами. С
другой стороны, деньги могут пропасть и по другой причине, например, их могут
украсть, установив в картоприемник банкомата специальное считывающее
устройства. В результате мошенники могут незаметно для держателя сделать полную
копию его карты. Затем, используя микрокамеры, закрепленные опять же на
банкомате, мошенники могут «подглядеть», какой пин-код вы набираете, и снять в
соседнем банкомате все деньги с вашего счета, используя копию карты и ваш
личный пин-код.
От подобного вида мошенничества заемщик вряд ли может
защититься сам. Кроме того, средства нередко воруют посредством хакерских атак
на сервера банков, установки шпионского ПО на компьютер пользователя и так
далее. К тому же постоянно появляются все новые и новые способы воровства
денег. Уследить за этим «прогрессом» обычный человек не может — у него есть
другие дела. Именно поэтому был принят закон, который обязывает банки возмещать
украденные со счета средства банком в полном объеме и без долгих расследований
обстоятельств кражи.
С 1 января 2014 года девятая статья закона «О национальной
платежной системе» вступила в силу. Впрочем, то что закон вступил в силу, не
дает понимая того, как же банки будут практически без расследования возвращать
деньги держателю карты, пострадавшему от рук мошенников. Ведь, во-первых, не
всегда «пострадавшие» действительно являются жертвой, а не сообщником
мошенников. И, во-вторых, не ясно, как вообще будет работать процедура возврата
денег. Итак, вот как это будет выглядеть. Для начала с 1 января 2014 года
банкиры в обязательном порядке должны информировать держателя карты обо всех
списаниях средств с карты в режиме реального времени. Это важный момент, так
как именно таким образом и будут определяться мошеннические операции. Точнее,
определять их будет сам владелец карты, которые, если посчитает, что та или
иная операция была мошеннической, должен сообщить об этом в банк.
Причем здесь есть один очень важный момент, а именно срок
обращения. Дело в том, что потерпевший должен обратиться в кредитную
организацию в течение одного дня и сообщить о списании. Если этого не будет
сделано, то банк освобождается от обязанности возвращать деньги клиенту. При
этом, если у клиента на подачу жалобы есть совсем немного времени, то у банка
на возврат средств времени будет очень много. Ведь по закону сроки возмещения
потерь кредитная организация устанавливает сама в каждом конкретном случае. То
есть если вы и успеете обратиться с заявлением о краже денег в тот же день,
ждать, что средства тут же вернутся не стоит. Напротив, скорее всего, ждать
придется очень долго. Ведь банки обязательно будут затягивать с компенсацией.
Кредитной организации это невыгодно — деньги уходят из бизнеса и уже не приносят
банку прибыль.
Причем, даже если объемы компенсаций будут небольшими, сам
процесс потребует деятельного участия работников банка, а для этого необходимо
либо создавать новый отдел, либо делегировать данную операцию уже существующему
подразделению. А, как известно, организация нового отдела занимает очень много
времени. Даже если данным делом займется уже существующее в банке
подразделение, первое время, пока процесс не отработан, будет много ошибок и
задержек. Так что если вдруг вам не посчастливится столкнуться с мошенничеством
и кражей ваших денег, вряд ли вам возместят их оперативно. Впрочем, даже
несмотря на подобные проблемы, новый закон все равно работает в первую очередь
на клиентов. Если раньше краж денег со счета карты также были распространены, то
возвращались деньги очень редко. Посчитать процент положительных ответов о
компенсации украденных средств довольно сложно, так как банки не хотят
раскрывать эти, не красящие их, данные. Но можно предположить, что на сотню
заявлений положительных ответов были единицы. Теперь же эта статистика должна
серьезно улучшиться.
Успеть подать заявление в банк в течение одно дня в принципе
несложно. Помехой здесь может стать болезнь, проблемы с телефонной связью или
другие форс-мажоры. Например, если мошенники украдут ваши деньги во время
заграничной поездки и вы просто не получите уведомление от банка, так как в
роуминге выключите свой телефон. Безусловно, такие ситуации будут случаться,
однако в большинстве случаев клиент сможет пожаловаться банку, и гарантировано
получит компенсацию, пусть даже ему и придется какое-то время подождать.
Также не стоит думать, что таким образом получится
обманывать сами банки. Даже если по закону они должны удовлетворять заявления о
компенсации украденных средств без расследований, это не значит, что этих
расследований не будет. Конечно, проверять каждую кражу службы безопасности
банка не будут, но определенные подозрительные случаи обязательно будут
расследованы. И если банк выяснит, что держатель карты воровал деньги сам у
себя, только чтобы получить компенсацию, его ждет законное наказание. За
финансовые махинации в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность,
причем если речь будет идти о более-менее серьезных суммах, то избежать
реального тюремного срока не получится. В конце концов, у нас и за меньшее два
года колонии дают.