Каким образом профиль потенциального заемщика в социальных сетях может повлиять на получение займов?
Не секрет что проблемы связанные с платёжеспособностью и честностью потенциальных заёмщиков всегда беспокоили, и ещё долго будут беспокоить российские банковские организации. При этом они готовы изучать своих потенциальных клиентов всеми доступными российским законодательством способами, иногда даже прибегая к не совсем законным методикам получения информации, например через органы внутренних дел. Между тем необходимо отметить тот факт, что с каждым днём большинство современных людей всё больше и больше погружаются в пучину мировой глобальной паутины и социальных сетей. И наиболее предприимчивые финансовые учреждения не только начали учитывать данные факты, но и использовать в свою пользу, оценивая странички в социальных сетях как индикатор надёжности и платежеспособности потенциальных клиентов, обратившихся к ним за получением займов.
Каким образом происходит оценка потенциальных заёмщиков по профилям в социальных сетях в зарубежных банковских организациях?
Как объясняют финансовые аналитики, в мировой банковской практике использование социальных сетей для анализа своих потенциальных заёмщиков уже имеет широкое распространение среди банковских организаций. Так, например, в некоторых развитых европейских странах потенциальные заёмщики имеют возможность получить небольшой потребительский кредит, предоставив банковской организации ссылку на свою страницу, расположенную в таких социальных сетях как Facebook или Twitter. В том случае если в данном профиле не содержится какой-либо компрометирующей потенциального заёмщика информации, то кредит, сумма которого не будет превышать тысячу американских долларов, такому заёмщику обеспечен. Как показывает практика финансовых аналитиков, немецкое скоринговое агентство помимо классической проверки потенциальных заёмщиков также проводит изучение и всех его действий в мировой паутине, например какие покупки он там проводит, как и на какие страницы чаще всего заходит и имеет ли дополнительный заработок в мировой паутине. В Соединённых Штатах Америки все социальные сети предоставляют информацию обо всех своих посетителях в федеральное Бюро Кредитных Историй, и всё это делается на официальных правах, так как этот пункт присутствует в законодательстве. Причём европейские и американские скоринговые программы проводят анализ не только расположенной на странице информации, но и его фотографий, например как часто он фотографируется в алкогольном опьянении, чьи фото и комментарии отмечает лайками. Из страничек потенциальных заёмщиков расположенных в социальных сетях финансовые учреждения узнают, где получал образование человек, кто был его сокурсником и с кем и какие отношения потенциальных заёмщик поддерживает. Причём вся получаемая скоринговыми компаниями информация со станиц в социальных сетях добавляется к стандартному пакету сведений, в которых присутствуют сведения о работе, стаже, заработной плате и семейном положении. Кстати как отмечают финансовые специалисты, поводом для отказа в предоставлении займа потенциальному заёмщику может послужить даже разный супруг в паспортных данных и в профиле одной из социальных сетей, которую будет проверять скоринговое агентство.
Зависит ли получение займа от профилей в социальных сетях в нашей стране?
Как показывает практика, на сегодняшний день Российская Федерация по уровню интернетизации своего населения не без успеха догоняет другие более продвинутые европейские страны. Однако как объясняют финансовые аналитики, в нашей стране в отличие от стран Европы и Северной Америки получение кредита напрямую зависит от реальных данных, имеющихся у потенциального заёмщика и которые содержат справки о доходах физических лиц, выписок из трудовой книжки потенциального заёмщика и прочих официальных документов, которые входят в так называемый пакет документов, необходимых для получения займа. Российские социальные сети, конечно, предлагали финансовым учреждениям, работающим на территории нашей страны, свои услуги, которые помогали бы банковским организациям получать информацию о потенциальных заемщиках, однако на сегодняшний день банковские организации довольно скептически отнеслись к подобным проектам, посчитав их пока ещё очень «сырыми» и полностью непроработанными. Впрочем, не смотря на такой явный скептицизм со стороны финансовых организаций, как отмечают финансовые аналитики, российские банковские организации при изучении потенциальных заёмщиков, особенно когда речь начинает идти о предоставлении крупных программ кредитования, например таких, как ипотека, автокредит или кредит наличными на крупную денежную сумму, начинают просматривать профили в социальных сетях проверяемых ими потенциальных заёмщиков, пускай и делают они это пока ещё и не официально.
Так, например, российские банковские организации пытаются провести оценку того, насколько часто и плотно потенциальный заёмщик посещает интернет пространство, сидит в социальных сетях и совершает ли он покупки в интернет магазинах. Помимо этого финансовые учреждения интересует, какие сообщества и сайты чаще всего посещает потенциальный заёмщик, поднимает ли он темы о том, каким образом можно отказаться от выплаты долгов финансовому учреждению или скрыться от сотрудников службы безопасности банковской организации или сотрудников коллекторского агентства. И если подобные просмотры или группы имеются, то стоит сказать что шансы потенциального заемщика в получении крупных программ кредитования, например ипотеки, серьёзно снизятся. Необходимо отметить и тот факт, что препятствием в получении кредита могут стать созданные потенциальным заёмщиком фейковые страницы, где анкеты реальных людей скрываются под чужими фотографиями. Также стоит отметить, что такие действия будут восприняты скоринговой службой проверки потенциального заёмщика как мошеннические действия. Вообще финансовые аналитики отмечают тот факт, что просматривая анкету расположенную в социальных сетях своего потенциального клиента они имеют возможность получить много полезной для себя информации, например, какой образ жизни ведёт потенциальный заёмщик, насколько он склонен совершать необдуманные траты и принимать быстрые интуитивные решения, склонен ли он к накопительству, как он отдыхает и куда любит ездить на отдых. Следует также отметить тот факт, что очень часто по профилям в социальных сетях также можно понять и то, какая ситуация складывается у соискателей на работе, в личных делах и семье, а также понять насколько совершаемые им покупки соответствуют его ежемесячным доходам и социальному статусу. По мнению финансовых аналитиков, на сегодняшний день российские банковские организации очень положительно относятся к потенциальным заемщикам, которые имеют регистрацию в социальных сетях, считая их более открытыми, коммуникабельными и продвинутыми. Таким образом, можно сделать вывод, что уже в самом ближайшем будущем отсутствие профиля «ВКонтакте» или «Одноклассниках» станет очень серьёзным стоп фактором для российских банковских организаций в предоставлении потенциальным заёмщикам крупных программ кредитования, например таких, как ипотечные кредиты.
Алгайкина Ирина
Пресс служба CreditProsto.ru