Грустный пример. Или бизнес-кредиты теряют доходность.
Когда мы слышим словосочетание «успешный бизнесмен», то
перед глазами всплывает образ человека, у которого все есть, нет никаких
проблем, который если и считает деньги, то в лучшем случае десятками тысяч
долларов. В общем, мы представляем себе тот образ, который был нарисован нашим
воображением, навеян кинематографом, светскими хрониками и фантастическими
рассказами друзей о причудах начальства. Насколько данный образ соответствует
действительности сказать сложно, однако в одном те, кому воображение рисует именно
такой образ успешного бизнесмена, будут правы – у такого человека есть деньги,
много денег. Впрочем, практически каждый успешный бизнесмен, если он не
является богатым наследником или не выиграл свой первый миллион в лотерею, был
период, когда денег не было совсем, но была идея. Чтобы реализовать эту идею,
нужны были деньги.
Будущие бизнесмены зарабатывали свой стартовый капитал, кто
как мог, кто-то нанимался на работу, кто-то брал деньги в долг, а кто-то
принимал непростое решение взять бизнес-кредит. В настоящее время именно
бизнес-кредит кажется самым реальным способом получить стартовый капитал и
стать настоящим бизнесменом. То есть если «разматывать» образ успешного
бизнесмена, как клубок, то получится, что где-то над ним находится банк. Выходит,
что банки зарабатывают на успешных бизнесменах и видимо зарабатывают много,
ведь на бедных много не заработаешь.
Но на самом деле доходность по одному из самых выгодных и
при этом одному из самых рискованных видов кредита – бизнес-кредиту, в
последнее время неуклонно снижается. Банки перестают получать существенный
доход от корпоративных кредитов. Это может привести как к сворачиванию программ
кредитования корпоративного сектора, так и к появлению более совершенных
предложений. Чтобы понять, насколько серьезна ситуация, рассмотрим её на
примере.
Для примера возьмем банки, ориентированные в первую очередь
на кредитование юридических лиц - НОМОС-Банк и Промсвязьбанк. Так вот, если по
сравнению с первым кварталом прошлого года эти кредитные организации смогли
увеличить свои доходы, то с началом текущего периода доходность этих банков
может сократиться. Чистая прибыль Промсвязьбанка по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года выросла в 2,7 раза и составила 1,9 миллиарда рублей. У
НОМОС-Банка следующие показатели: рост 25%, до 4 миллиардов рублей. Рост
прибыли произошел в основном за счет доходов от кредитования юридических лиц.
Чистые процентные доходы у Промсвязьбанка выросли в 1,58 раза и составили 7,3
миллиардов рублей, у НОМОС-Банка рост доходности составил 20%, и составил те же
7,3 миллиарда рублей. Рост комиссионных доходов у кредитных организаций
составил 18% (до 1,9 миллиарда рублей) и 47,7% (до 1,7 миллиарда рублей)
соответственно.
Несмотря на неплохой рост доходности, показанный обоими
банками, в настоящее время их ждет не только замедление темпов роста, но и
вполне возможно сокращение доходности. Происходит это из-за нездорового
инвестиционного климата в Европе. Дело в том, что многие крупные предприятия
реального сектора экономики сворачивают свои инвестиционные программы,
предпочитая подождать разрешения ситуации с Грецией и Испанией, которые
кажется, готовы выйти из состава Евросоюза. Уже сейчас наблюдается снижение
спроса на бизнес-кредиты, что обязательно повлечет за собой и снижение доходности.
Действительно, совокупный кредитный портфель (до вычета
резервов) за квартал у Промсвязьбанка сократился на 2,6% и составил 414,34 миллиарда
рублей. У НОМОС-Банка за аналогичный период данный показатель слегка подрос: на
0,25%, до 469,5 миллиарда рублей. Впрочем, рост это слишком незначителен, чтобы
давать поводы для оптимизма. Что касается Промсвязьбанка, то представители
банка утверждают, что снижение объемов произошло не по классическим банковским
продуктам, а по факторинговым операциям и торговому финансированию, списывая
все на сезонные колебания.
Что касается других показателей, то чистая процентная маржа
у Промсвязьбанка снизилась за квартал с 6,7% до 5,7%, у НОМОС-Банка — с 5,7% до
5,1%. Промсвязьбанк опять оправдывается фактором сезонности, ведь первый
квартал характеризуется традиционно низкой экономической активностью.
НОМОС-Банк, помимо фактора сезонности, называет еще одну причину - рост
стоимости пассивов. Хотя представители НОМОС-Банка и говорят, что снижение
некоторых показателей было предсказуемо, они отмечают, что размер снижения
превысил ожидания.
Что касается такого важнейшего показателя, как доходность
активов, то и здесь не обошлось без снижения. Так доходность корпоративных кредитов у НОМОС-Банка, на которые приходится более 80% портфеля, сократилась с
11,4% в среднем по итогам 2011 года до 11,3% в первом квартале текущего года. При
этом средняя ставка по депозитам в корпоративном сегменте выросла с 4,8% до
5,8%. Что касается показателей Промсвязьбанка, то кредитная организация таких
сведений не дает.
Из всего сказанного выше можно сделать неутешительный вывод
о будущем корпоративного кредитования в России, где одной из тенденций будет
снижение маржи, во всяком случае, в 2012 году.