Финансовый омбудсмен поможет
разобраться с банкиром.
Банки и заемщики не всегда дружны
между собой. Бывает так, что человек, который решил взять в банке кредит неожиданно
узнает о скрытой комиссии, которую он не в состоянии выплатить. Или же банк
также неожиданно узнает, что выдал кредит не молодому специалисту с блестящим
образованием и головокружительной карьерой, а вчерашнему выпускнику,
работающему помощником менеджера в отделе закупок сырья для производства
туалетной бумаги. В общем, конфликты, споры и раздоры бывают даже в самых
крепких семьях, что уж говорить о банках и заемщиках, которые изначально настроены
друг к другу с подозрением.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда
заемщику не удалось избежать проблем с банком: не удается выплатить кредит,
считаете несправедливым штраф или некоторые условия договора, по вашему мнению,
не соответствуют законодательству. Хотя, с другой стороны, зачем такую ситуацию
рассматривать нам, пусть этим займется профессионал. А профессионал такой
действительно существует, и зовут его финансовый омбудсмен. Это не Робин Гуд в
трико, который принуждает богатых банкиров к миру силой своих речей и меткостью
лука. Напротив, финансовый омбудсмен, во всяком случае, в России, это уважаемый
человек с огромным опытом административной работы, который носит на работе
исключительно деловые костюмы и никогда еще не использовал лук как средство
принуждения к миру.
Должность такая появилась в нашей
стране совсем недавно, только лишь в конце 2010 года. До этого момента такого
человека не существовало и банкам с заемщиками приходилось улаживать свои дела
самостоятельно. Однако, учитывая подчас непримиримую позицию банка и зачастую
безвыходную ситуацию заемщика, договориться им было сложно. С появлением же
финансового омбудсмена в нашей стране стало возможно «мирное», досудебное
улаживание финансовых споров между банками и заемщиками.
Роль финансового омбудсмена
сводится к тому, чтобы быть медиатором в споре двух сторон. Но только лишь
наблюдением она не ограничивается, наблюдение финансового омбудсмена – активное.
То есть он по мере сил влияет на ситуацию, предлагая пути решения проблемы. К
сожалению права финансового омбудсмена сильно ограничены. А именно, его советы
не носят обязательного характера, это скорее рекомендации, которым можно
следовать, а можно и игнорировать. Хотя, как правило, банки соглашаются с
доводами финансового омбудсмена. Во-первых, потому, что они действительно
полезны, а во-вторых, потому, что никто не хочет портить свою репутацию,
вступая в открытую конфронтацию с уважаемым человеком, защитником слабых,
обездоленных и обиженных банкирами людей.
Да, кстати, к услугам финансовых омбудсменов,
обычно, прибегают именно заемщики, которым нужна помощь. У банков же, помимо
собственной службы безопасности, которая по совместительству занимается
возвратом долгов, совсем другие помощники. Все знают, о ком идет речь, о
коллекторах. Конечно, посредничество финансового омбудсмена, это именно
посредничество, а не противоборство коллекторам и защита заемщика. Для этих
целей есть другие люди – полиция и антиколлекторы.
Что же может сделать омбудсмен?
Достаточно. Например, может посодействовать в деле реструктуризации долга,
помочь с рефинансированием, уговорить банки простить штрафы заемщику, если
ситуация и правда безвыходная. Если банк откровенно нарушает закон, меняя
условия договора, предъявляя к заемщику необоснованные требования, финансовый
омбудсмен может помочь с обращением в суд и защитой своих прав.
Очевидно, что само слово «омбудсмен»
пришло к нам из другого языка. Это действительно так, слово шведское. И в этой скандинавской
стране омбудсмены появились еще в 19 веке. Занимались они по сути тем же, конечно,
с поправкой на время. Если вы нуждаетесь в помощи омбудсмена, то все контакты
этого человека есть на сайте Ассоциации российских банков, а также информация о
том как, в какой форме и в какое время к нему можно обратиться. Будем
надеяться, что вам никогда не придется прибегать к услугам финансового
омбудсмена и любой кредит, который вы взяли или еще возьмете, будет выплачен
без проблем.