Коллекторы – внутренний контроль.
Чем занимаются коллекторы, знают все – они возвращают
проблемные долги. Но как именно они это делают, не знает никто. Согласитесь,
сложно себе представить, что бы человек, у которого нет денег, чтобы вернуть кредит, вдруг,
поддавшись вежливым уговором коллектора, где-то их нашел. Также очень сложно
поверить в то, чтобы человек, у которого есть деньги, «обнаглевший» настолько,
что не платит банку, вдруг резко изменился, и после общения с коллекторами все
вернул. Сложно и даже невозможно поверить в такие метаморфозы. Скорее все было
бы точно так же, как и с банками – игнорирование звонков, отказ от диалога и отказ от выплаты долга.
Однако бизнес коллекторов, несмотря на не самые простые
условия, в которых приходится работать, скорее процветает, чем «отмирает».
Почему же так происходит, в чем секрет коллекторов? Этого не знает никто. Во
всех коллекторских агентствах утверждают, что если они когда-то и угрожали
должникам, то это было очень давно «в лихих 90-х». И что сейчас все совсем по
другому, никто никому не угрожает, все решается мирно и исключительно в рамках
закона. Поводы не верить коллекторам есть. Все-таки как с помощью телефонных
звонков можно уговорить должника вернуть деньги? И почему, если все
действительно происходит таким образом, коллекторы так не хотят, чтобы новый
законопроект «О взыскании просроченной задолженности» был принят
Государственной Думой?
Конечно, коллекторы перестали напрямую угрожать заемщику,
все-таки сейчас все более менее грамотные и знают, куда в таких случаях нужно
обращаться. Милиция тоже в свою очередь научилась «работать» с коллекторами,
поэтому в случае прямых угроз избежать ответственности будет очень непросто.
Однако, несмотря на невозможность откровенно криминальных способов воздействия
на должников, у коллекторов остались и другие варианты. Например, вам может
звонить не человек, который тоже устает, а бездушная во всех смыслах машина –
робот, который будет «обрывать» ваш телефон без перерыва в течение нескольких
часов утром и вечером. Если вы попытаетесь «поговорить» с роботом, у вас ничего
не получиться – можно будет только прослушать предложение прийти в офис
коллекторского агентства и в срочном порядке погасить долг.
После «обработки» роботом, вам позвонит уже сам коллектор,
живой человек, которому можно будет и на робота пожаловаться и сообщить, когда
же вы все-таки придете выплачивать долг. Если же сменить номер или отключить
телефон, коллектор придет домой, воспользовавшись адресом прописки. Здесь есть
вариант, что по адресу прописки должник не проживает, такое бывает очень часто.
Причем не исключен случай, что проживающие по адресу прописки должника жильцы
действительно не знают, где он находится. Впрочем, даже если знают, то вряд ли
скажут, точнее, так должен думать должник. На самом деле, как показывает
практика коллекторов, среди соседей найдется ни один «доброжелатель» и
ответственный гражданин, который расскажет все, что знает и даже добавит
немного от себя. К сожалению, зачастую подобная сознательность не есть
проявление ответственности или чувства справедливости, скорее это мстительность
и злоба. Однако коллекторам все равно, какие чувства подтолкнули информатора на
сотрудничество.
В общем, спрятаться от коллекторов вряд ли получится,
избежать встречи тоже. Должника найдут и к нему придут, но только чтобы
поговорить. Угрожать физической расправой никто не будет, но возможными
санкциями, на которые у коллекторов нет никаких прав вполне. Например, вам
могут сказать, что если вы не погасите долг в течение недели, агентство
конфискует все ваше имущество. Это неправда, конфискацию могут проводить только
судебные приставы и только по решению суда. Также могут пообещать проблемы на
работе, что-то типа увольнения из-за подмоченной репутации, или же намекнут,
что детей должника отчислят из университета. Запрет вылета заграницу коллекторы
также часто упоминают. На само же деле ничего из вышеперечисленного коллекторы
сделать не могут. Строго говоря, все, что они могут – это поговорить с
должником по душам, попытаться достучаться до его сознательности. Если
достучаться не получится, они будут обращаться в суд, который уже и решит
судьбу заемщика. Лучше, все-таки, до суда не доводить и попытаться договориться
с коллектором.
Учитывая прошлое коллекторов, возникает вполне резонный
вопрос – как они смогли так быстро измениться? Действительно, в большинстве
агентств работают все те же люди, которые активно занимались «возвратом» долгов
еще «в лихие 90-е». Неужели теперь они просто разговаривают? Само собой, такой
резкой «перестройки в организме» случиться не может, на это нужно время, а
порой мало даже всей жизни. Поэтому в агентствах действует жесткая система
контроля за деятельностью своих работников. Внутренний аудит проводится чуть ли
не каждый день. Если коллекторы, по вашему мнению, ведут себя незаконно или
просто невежливо, вы можете написать на него жалобу непосредственно в
агентство. Здесь её обязательно рассмотрят. Многие компании сейчас стремятся
работать на «западный» манер и контроль в данном вопросе играет главную роль.
Можете быть уверены, что после вашей жалобы «проштрафившемуся» сотруднику будет
сделано как минимум устное внушение, а то и сразу последует штраф. Сотрудник за
свое некорректное поведение может быть наказан вплоть до увольнения.
У каждого коллектора есть начальник, который следит за
выполнением его работы, каждого начальника проверяет служба внутреннего аудита.
Пока закон «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» так и
остается проектом, на руководителях агентств лежит особый груз ответственности.
Государство в лице Геннадия Онищенко очень четко обозначило свою
антиколлекторскую позицию, поэтому агентствам приходится работать максимально
корректно, чтобы не давать повода себя наказывать. Так что, несмотря на общее
недовольство отдельными пунктами законопроекта, коллекторы ждут его принятия не
меньше должников. Стоит отметить, что на Западе, где нужные законы действую уже
давно, коллекторы воспринимаются не иначе как помощники в возврате долга, их уж
точно не бояться.