Банковские карты в Интернете – что покупали россияне?
Интернет делает нашу жизнь проще, причем речь идет
практически обо всех аспектах нашей жизни. С помощью Интернета стало проще
общаться, проще искать информацию, проще учиться, работать и тратить. Покупки в
Интернете не только очень удобны, они еще и выгодны. Ведь Интернет-магазины
имеют гораздо меньше издержек, им не нужно держать персонал, им не нужны
охранники, торговые точки, за аренду которых нужно платить, в которые нужно
покупать оборудование, нанимать работников, платить им зарплату. Не нужно
Интернет-магазинам тратиться и на рекламу – люди сами их находят, да и реклама
в Сети стоит дешевле. Кроме того, онлайн торговля открывает дополнительные
возможности в плане широты выбора. Ведь что может купить человек, который
приходит в магазин, пусть даже и очень большой? Только то, что есть в этом
магазине, причем только тех цветов и размеров, которые будут в наличии.
Совершая покупки в Сети, ваш выбор ограничен только Интернетом, в котором, как
известно, есть все или почти все.
Впрочем, бурному развитию онлайн продаж и полному вытеснению
традиционных способов торговли мешают некоторые недостатки, присущие данному
способы. В первую очередь речь идет об отсутствии «привычки» покупать
дистанционно. Даже если товар вам подходит, все равно перед покупкой в
Интернете будет присутствовать некоторое волнение. Кроме того продавцы,
занимающиеся подобным бизнесом, также не привыкли к новому виду деятельности.
Отсюда проблемы с гарантийным обслуживанием, возвратом товаров и так далее.
Действительно, если вам не подойдет товар, то вернуть его будет проблематично.
Во-первых, придется самостоятельно отправлять ненужную вещь обратно продавцу,
после чего ждать результатов экспертизы, если она понадобиться, и дожидаться,
пока деньги придут на карту. Во-вторых, так как зачастую отношения продавца и
покупателя держаться на «честном слове», можно просто стать жертвой нечестного
человека. Бывает такое редко, но все-таки иногда случается.
Дело в том, что анонимность в Интернете уже давно в прошлом,
а информация распространяется с неимоверной скоростью, так что обманувший один
раз продавец может сразу же закрывать свой магазин – у него никто больше ничего
не купит. Еще одна проблема – это оплата покупки. Люди в принципе пока не
привыкли к электронным деньгам и кредитным картам. Стоит ли говорить, что для
многих оплатить покупку в Интернете с помощью кредитной карты – это испытать
легкое, но очень неприятное чувство, что тебя где-то обманули – вроде бы ввел
цифры, вроде бы деньги ушли, вроде бы покупка должна будет когда-то к вам
прийти. Если вы делаете это в первый раз, то отделаться от этого чувства будет
сложно, тем более, если покупка дорогостоящая. К тому же кредитные карты в
России, хоть и получили огромное распространение, все равно не так популярны,
как в развитых странах. Однако не все так плохо.
Онлайн торговля развивается, продажи растут и все больше
людей готовы переступить через свои предрассудки и воспользоваться всеми
преимуществами, которые могут дать Интернет-магазины. Об этом говорит и тот
факт, что обороты электронных платежей, совершенных в Интернете с
использованием банковских карт, как кредитных, так и дебетовых, растут с каждым
годом. По подсчетам экспертов, обороты рынка интернет-эквайринга в 2012 году
выросли почти вдвое и достигли отметки в 6 миллиардов долларов. В 2011 году
этот показатель равнялся куда более скромным 3,5 миллиардам долларов. Такой
значительный скачок во многом стал возможен благодаря росту покупок
железнодорожных и авиабилетов через Интернет. Что касается авиакомпаний, то у
них данная услуга была доступна всегда, а РЖД ввел ее относительно недавно.
Однако уже многие успели оценить ее удобство. Считается, что в будущем именно
за этих клиентов развернется самая ожесточенная борьба между банками.
По оценкам участников рынка, весь эквайринговый рынок
составляет порядка 38—40 миллиардов долларов, доля интернет-платежей в нем около
10—13%. При этом банки к предстоящей борьбе начинают готовится уже сейчас. «Мы
наблюдаем активный рост использования карт Visa в Интернете, который почти в
два раза превышает общий рост оборотов по нашим картам в торговой сети», - сообщил
глава департамента по развитию бизнеса Visa в России Андрей Вылегжанин. Впрочем,
активных участников рынка, между которыми и будет вестись основная борьба, не
так много. Явным лидером здесь является Альфа-банк, доля которого на рынке
интернет-эквайринга по картам систем Visa и MasterCard составляет около 40%. На
втором мест располагается United Card Service (UCS), у других игроков доли
примерно одинаковые.
Впрочем, такая гегемония может долго не продержаться. Ведь
флагман отечественного банковского бизнеса – Сбербанк, уже объявил, что намерен
в скором времени начать экспансию в сегмент интернет-платежей. Кроме того, о
подобных планах сообщили и представители Банка Москвы. Правда, подробности их
проектов пока остаются загадкой. Для того чтобы стать успешном на этом рынке,
нужно просто «перетянуть» на себя основных клиентов. «В e-коммерции на
сегодняшний день львиную долю занимают продажи авиа- и железнодорожных
билетов», — отмечает гендиректор компании UCS Владимир Комлев. То есть
фактически получается, что крупнейшие компаниями по продаже билетов -
«Аэрофлот» и РЖД, обороты в Интернете которых могут составлять около 100 миллионов
долларов в месяц и значительная часть рынка интернет-эквайринга держится на
этих двух крупнейших клиентах, которые дают около 2 миллиардов долларов
оборотов в год. Остальные же клиенты мелкие авиакомпании и интернет-магазины,
большой роли сами по себе не играют.
Касательно
прогнозов по дальнейшему развитию e-коммерции существует две противоположные
точки зрения. Первая – стремительный рост оборотов продолжится и в этом году,
особенно в сегменте travel. Вторая – рост хоть и будет, но совсем небольшим.
Второй точки зрения придерживается Владимир Комлев, генеральный директор UCS – «Рынок
в сегменте travel в основном уже работает с картами, и такого взрывного роста,
как раньше, здесь ожидать уже нельзя. Практически все авиакомпании и их агенты
вывели продажу билетов в Интернет».