Центральный банк не доверяет корпоративным заемщикам
Центральный банк продолжает ужесточать свою политику. В этом
стремлении регулятора не может остановить ни Министерство финансов, которое
считает, что руководство Центрального банка должно свою политику смягчить, ни
тот факт, что экономический рост России продолжает замедляться, не получая
денежной подпитки. В руководстве регулятора считают, что только так можно
предотвратить гораздо большие финансовые проблемы, а то и полноценный кризис,
вторая волна которого вот-вот должна накрыть Европу, а вместе с ней и Россию. Изначально
претензии экспертов Центрального банка относились к высокорискованным займам. В
первую очередь речь в данном случае шла о беззалоговом кредитовании.
Потребительские займы, кредитные карты, микрозаймы – все эти
виды кредитов физическим лицам в последнее время становились все популярнее и
популярнее. Прибыль банков росла, однако вместе с прибылью росли и невозвраты
кредитов. Чем больше люди брали деньги в долг, тем сложнее им было их отдавать.
И дело тут не только и не столько в том, что кредиты становились все дороже и
дороже, сколько в том, что многие уже оформляли займы без крайней
необходимости, не особо разбираясь в условиях, и не просчитывая свои финансовые
возможности. В результате в случае возникновения каких-то проблем, возникали просрочки,
которые нередко заканчивались невозвратами кредита. Центральный банк не мог не
обратить на это своего внимания.
В результате появилось требование начислять повышенные
резервы по данным видам операций. В банках на это отреагировали просто – долги стали
передавать коллекторам чуть ли не после недельно просрочки. Профессиональные
взыскатели могли скорее убедить заемщика начать выплачивать долг, чем сам банк,
поэтому такое сотрудничество было особо выгодно банку. Что касается должников,
то на них эти нововведения также отразились – ставки продолжили свой рост,
который, кажется, останавливаться не собирается. В то же время, как и было
сказано выше, спрос от этого не пострадал. Он, как и был высоким, так и
остается. Хотя по задумке регулятора требование начислять повышенные резервы,
должно было заставить банки более тщательно выбирать заемщиков, повышая
требования к ним.
Другими словами, косвенные ограничения, вроде повышения
ставок, на спрос не подействовали, поэтому в Центральном банке посчитали, что его
нужно регулировать напрямую. Однако банки так не посчитали. Несмотря на рост
просроченной задолженности, займы, как и раньше, дают практически всем
желающим, лишь бы у него оказался при себе паспорт. Что Центральный банк будет
делать с проблемным сектором кредитования физических лиц – вопрос открытый.
Зато точно известно, что будет происходить с сектором кредитования инвестиционных
проектов и корпоративных заемщиков.
Здесь, по большому счету, будет то же самое – регулятор
ужесточит свои требования касательно начисления резервов. Сомнительные
корпоративные заемщики, так же как и не самые надежные инвестиционные проекты,
по задумке регулятора, теперь так же не смогут легко получать финансирования,
как это было раньше. Впрочем, кредитованию малого и среднего бизнеса в данном
случае не страдает. Напротив, данным видам займов, которые в России не
удовлетворяют все возрастающий спрос даже на половину, получит от Центрального
банка некоторые послабления. Однако послабления эти, как считают многие,
несоразмерны с ограничениями в других секторах, которые так или иначе могут
затронуть заемные средства на сумму до 1 триллиона рублей.
Поправки, опубликованные на сайте ЦБ в конце января,
содержат в себе как послабления, так и ограничения, причем затрагивают они
именно сектор корпоративного кредитования. Ключевое ужесточение затрагивает
кредиты на инвестиционные проекты, которые не генерируют дохода вовсе или
генерируют его, по мнению Центрального банка, недостаточно. К таковым регулятор
отнес кредиты, доходность которых для банка составляет менее 2/5 ставки
рефинансирования в год. То есть это такие займы, которые приносят кредитной
организации доход менее 3,3% годовых (для рублевых ссуд) и менее LIBOR для
валютных кредитов (по данным на 24 января годовой LIBOR в долларах составлял
0,8%). Согласно новым поправкам регулятора, по данным ссудам нужно будет
начислять резервы в размере не менее 5% от задолженности в течение первого года,
10% во второй год, 25% в третий, 50% в четвертый и 75% в пятый год.
Столь жесткие требования связаны с тем, что вложение средств
в такие активы не столько банковская, сколько инвестиционная деятельность. То
есть она сопряжена крайне с высокими рисками, которые могут реализоваться даже при
наличии у банка обеспечения. Ведь значительная часть обеспечения в данном
случае - это недвижимость, а стоимость недвижимости в кризис может сильно
проседать. Таким образом, данное нововведение будет стимулировать банки
вкладывать свои деньги в те инвестиционные проекты, которые приносят большой
доход. Ведь работа с малодоходными проектами станет затруднительной. Впрочем,
крупные банки из первой тридцатки подобными проектами почти не занимаются,
однако менее крупные кредитные организации, входящие в Топ-200 порой очень
увлекаются подобными делами. Доля таких активов у них может достигать 50-70%.
Другое нововведение касается корпоративных заемщиков,
которые, по сути, не ведут никакой реальной деятельности. Определение таких
компаний будет расширено. Теперь к ним примкнут те заемщики, которые хотят
получить ссуду, существенно превышающую масштаб их собственного бизнеса. Существенным
регулятор считает более чем десятикратное превышение полученных компанией
кредитов над величиной ее квартальной выручки. По таким ссудам при отсутствии
обеспечения потребуется начислять минимум 50% резервов, а при наличии
обеспечения — минимум 10%. Новые нормы вступят в силу с 1 июля нынешнего года.
Что касается послаблений, то они такие - повышенные резервы
не нужно будет начислять по небольшим ссудам — не более 0,1% от капитала и не
более 5 миллионов рублей, а кредиты предпринимателям вообще выведены из-под
повышенного резервирования. Кроме того, ссуды, пущенные заемщиками на
перекредитование, теперь предлагают относить к ссудам более высокой категории
качества — не в третьей (с резервами от 21%), а во второй группы (с резервами
1—20%).