Банк в телефоне — что нас ждет через 10-15 лет?
В настоящее время потребительская техника развивается очень
высокими темпами. В ближайшее время новые гаджеты могут сильно изменить нашу
жизнь. Если вспомнить, какими были мобильные телефоны и компьютеры 10-15 лет
назад, станет понятно, насколько быстро развивается отрасль, как оперативно
совершенствуются и внедряются технологии. То, как мы общаемся, как получаем
информацию и развлекаемся уже и так сильно изменилось. Смотреть фильмы теперь
можно с экрана смартфона буквально где угодно, общаемся мы через социальные
сети и Skype, читаем
газеты и журналы с экранов планшетных ПК.
Уже сейчас мы доверяем некоторые операции с деньгами
компьютеру, а совсем скоро доверимся ему полностью. Причем не только
компьютерам, но и мобильным устройствам – смартфонам и планшетам. Если сейчас у
нас в кармане умещается кинотеатр, музыкальный проигрыватель, библиотека,
фотоаппарат, игровая консоль и много чего еще, то в будущем к этому длинному
списку добавится еще и банк. Конечно, мы уже сейчас можем оставлять заявки на кредиты через Интернет, используя свой компьютер, можем управлять своими
счетами, добавлять или удалять некоторые услуги и бонусы для кредитной карты,
но в будущем все будет еще лучше и удобнее.
Главной проблемой, которая помимо прочего может стать
серьезной проблемой для развития электронных финансов, будет проблема
безопасности. Ведь электронные деньги пока довольно легко украсть, пароль можно
перехватить или взломать, сигнал расшифровать и похитить все деньги, что есть
на счете. Когда удастся решить эту проблему, процесс пойдет значительно
быстрее. А решить эту проблему инженеры уже готовы. Так в смартфоны уже внедряют
датчики, считывающие отпечатки пальцев. Вполне возможно, что в скором будущем
появятся сканеры сетчатки глаза. Это позволит защитить средства от
использования мошенниками.
В самом скором будущем – в течение ближайших пяти лет могут
вообще исчезнуть наличные деньги, их место займут не только кредитные карты, но
и обычные мобильные телефоны, снабженные чипами NFC. Уже сейчас появляются торговые
автоматы, которые принимают платежи со смартфонов. В России, например, с
помощью мобильного телефона с NFC
уже можно оплатить проезд в метро в Москве и Санкт-Петербурге. В будущем также
будет развиваться и схему мобильной коммерции – когда покупки можно будет
оплачивать средствами со счета мобильного телефона. Мобильную коммерцию
внедряют уже сейчас некоторые операторы связи, в том числе и в России.
По мнению аналитиков именно мобильные телефоны должны в
скором будущем прекратиться в основной платежный инструмент. Ведь по статистике
во всем мире кредитными картами пользуется всего 15% населения, а мобильные телефоны
есть почти у 80%. Очевидно, что проще будет внедрить новую функциональность в
мобильные телефоны 80% землян, чем раздать кредитные карты оставшимся 65%.
Бесконтактные платежи, для которых и понадобится мобильный телефон, в последнее
время активно обсуждается. Технологически реализовать данную концепцию можно
уже сейчас – есть и собственно чипы NFC и программное обеспечение, и терминалы оплаты, и способы
перечисления денег со счета на счет, и системы защиты денег.
Проблемой может стать внедрение необходимой инфраструктуры –
тех самых терминалов оплаты, где бы принимались бесконтактные платежи. В случае
с Россией, где до сих пор оплатить покупку кредитной картой можно только в
крупном торговом центре, да и то не в каждом магазине, повсеместное внедрение
бесконтактных платежей в ближайшее время вряд ли возможно. Но в будущем именно
они могут стать альтернативой традиционным деньгам.
А это означает исчезновение многофункциональных кредитных
организаций, которые попросту станут не нужны. Ненужными станут кредитные карты
и кредиты наличными, потому что не станет ни наличных, ни кредитных карт.
Отпадет необходимость в офисах и центрах обслуживания клиентов. Зачем куда-то
идти, если все можно сделать с помощью мобильного телефона. Уже сейчас
большинство банков запустили свои Интернет-сервисы, однако пока
функциональность их ограничена, для совершения многих операций вам все равно
придется идти банк. В будущем же онлайн-сервисы будут полностью дублировать все
функции банка. То есть все, что вам нужно будет сделать с вашим счетом: открыть
депозит, взять кредит, запросить овердрафт, увеличить кредитный лимит, сделать
перевод денег со счета на счет, можно будет сделать с помощью компьютера или
мобильного телефона.
Ну а если вам все-таки будет не хватать «живого» общения с
представителем банка, с консультантом можно будет связаться, например, по Skype. Скорее всего, в первое
время это будет очень востребовано, ведь ко всему новому необходимо привыкнуть,
ну а если дело касается денег, то тут к нововведениям относятся особенно
настороженно. Об этом говорит и статистика. Ведь даже в самых «продвинутых»
банках, где до 90% обслуживания клиентов происходит дистанционно, продажи
финансовых услуг через сайт не превышают 10%. Это легко объяснить тем, что
клиенты, прежде чем что-то приобрести, предпочитают переговорить с менеджером
«с глазу на глаз», ведь покупают все равно у человека. Людям кажется, что так
их не обманут, а в случае чего будет с кого спросить.
Впрочем, некоторые услуги без личного визита в банк все-таки
получить вряд ли в обозримом будущем удастся. Например, ипотечный кредит
выдавать только по онлайн-заявке вряд ли когда-нибудь начнут. Все-таки суммы
здесь слишком большие, да и такой кредит дело очень серьезное, причем не только
для заемщика, но и для банка. Ну а что касается так называемых «легких»
продуктов, таких как небольшие потребительские кредиты, кредитные карты,
страхование заемщика или автомобиля, открытие вкладов, все это уже доступно
онлайн. А в будущем, причем уже в ближайшие пять, скорее всего, данные услуги
полностью переведут в Интернет и получить их в отделении банка будет уже
невозможно – специалистов переведут на более важные дела или, что скорее всего,
попросту сократят, оптимизировав тем самым расходы.